На подушке по Днепру

0
638

Что может лучше чем бесшумно  и плавно скользить над водной гладью великой реки. Любоваться проплывающими за окнами красотами и просто наслаждаться этим маленьким путешествием.

Снова знакомый вокзал. И хорошо узнаваемая площадь. Вот только автобус, гостеприимно распахнувший свои двери, другой. Большой, новый, отливающий синевой неба. А на ветровом стекле как на огромном экране отражаются старые дома.
Сам вокзал можно сказать уже не молод. Ведь открылся он еще в 1907 году. А все начиналось с участка протяженностью 222,52 версты от Одессы до Балты. Еще были ответвления от Раздельной до Кучургана и ветка до карантинной пристани в Одессе. Как самостоятельный механизм Одесская железная дорога просуществовала 13 лет. С 1878 же года вошла в состав акционерного общества Юго-Западных железных дорог. И обрела свою независимость только в 1979 году.
Херсон уникальный и в то же время очень простой город. Был выстроен квадратно-гнездовым способом на месте основанного в 1737 году во время Русско-турецкой войны 1735 – 1739 годов укрепления российской армии Александр-Шанц. Как не странно, главные его улицы до сих пор носят имена Суворова и проспект Ушакова. По последнему, кстати, и катит веселенький автобус.
В конце маленького переулка виднеется церковь Всех Святых, построенная в стиле классицизма в 1804 — 1808 и расширенная в 70-х годах XIX века. Она ни разу не закрывалась для богослужений в эпоху «воинствующего атеизма». В интерьере храма сохранился великолепный деревянный резной иконостас. Некоторые из его образов выполнены ярославскими иконописцами в начале XVIII века. Кроме того, в храме находится несколько интересных икон XVII — XVIII веков.
На площади Свободы перед зданием областной государственной администрации очередной архитектурно-скульптурный шедевр. Немного дальше перед входом в судомеханический техникум стоит памятник Федору Ушакову. Отсюда уже рукой подать до Днепра. Но, автобус сворачивает на улицу имени вождя мирового пролетариата.
Как-то непривычно здесь смотрится один из старейших храмов Херсона Успенский Кафедральный Собор. Он был заложен в 1785 году по просьбе жителей Купеческого предместья на Греческой площади. Однако по разным причинам освятили его только в 1798 году.
Деньги на строительство собирали всем миром. Главными благотворителями выступили купцы Петр Фендриков и Иван Сизарев. Яков Дорошенко выделил средства на возведение каменной колокольни. На деньги старосты собора Ивана Волохина сделали железную ограду вокруг храма и новый центральный иконостас. Его сын и преемник должности старосты Александр Иванович Волохин поставил двухэтажный каменный дом в церковной ограде и перелил большой соборный колокол. А в 1862 году по завещанию купца Даниила Галухина собор получил 200 сажень плавневой земли на Большом Потемкинском острове.
Церковь возвели в стиле раннего классицизма в форме продолговатого креста. Она относится к крестово-купольному типу. Ее длина составляла 46 метров, ширина — 31 и высота 40,5 метров. Отличалась великолепным внутренним убранством. Тридцатиметровый иконостас, уходящий вверх на 17 метров, имел пятьдесят икон. На сегодня сохранилась только одна — Пресвятая Богородица, стоящая на полумесяце.
Через квартал на углу стоит здание бывшей Городской Думы, а ныне Херсонского областного художественного музея им. А.А.Шовкуненко. Архитектор А.Б. Минкус объединил в его архитектуре элементы ренессанса, классицизма и ампира. А в 1960-е годы в круглых проемах башни появились часы с курантами.
Основу фондов музея составляют картины собрания петербургских коллекционеров М.И.Корниловского, К.Е.Маковского, Ф.П.Толстого, В 1981 году супруга народного художника А.А.Шовкуненко передала более 70 произведений. И в этом же году музею присвоено его имя.
Сегодня в коллекции более 150 работ выдающегося украинского живописца А. Шовкуненко. Также в экспозиции представлены полотна М. Врубеля, И. Крамского, В. Маковского, В. Орловского, Н. Пимоненко, В. Поленова, А. Саврасова, произведения советских художников, иконопись XVII — XX веков.
Через дорогу опять таки в здании бывшего окружного суда находится Херсонский краеведческий музей. Сразу бросается в глаза портик ионического ордера. Строгий вид обусловлен местонахождением. Все-таки некогда это была главная площадь Херсона. Сегодня музей по праву является одним из лучших на Юге Украины.
Тем временем автобус поворачивает на улицу Коммунаров, которая наконец-то и выводит к реке. Одесская площадь имеет несколько непривычный вид. С одной ее стороны тянется ветка железной дороги. И чтобы проехать или пройти к воде приходится преодолевать рельсовый путь.
Херсон один из немногих городов Украины, имеющий сразу и речной и морской порты. Сегодня здание немного обветшало, но жизнь продолжается. Возле причала стоит целая флотилия судов местного сообщения. И среди них прячется совсем маленький, но зато такой веселый зелененький кораблик.
Конечно, внешне он выглядит не очень презентабельно . Даже на фоне речных трамвайчиков. Не говоря уже об океанских лайнерах. Но у него есть одно, несомненно, важное достоинство – малая осадка и скорость.
Официально этот тип пассажирского судна называется речной мелкосидящий пассажирский теплоход на подводных крыльях «Полесье». И предназначен он для для скоростных пассажирских перевозок в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов.
Суда проекта 17091 строились на Гомельском судостроительном заводе в Беларуси. Всего их было выпущено более сотни. Высокооборотные дизельные двигатели мощностью 1080 лошадиных сил поставлялись Лениградским заводом «Звезда». Его длина составляет 21,25 метров, ширина — 5,0 метров, осадка на плаву — 0,9 метров, осадка при ходе на крыльях — 0,4 метра. Максимальная скорость — 90 километров в час. Салон вмещает 50 человек.
Нынешний владелец судна Дмитрий Власов нашел его в Киеве. Отремонтировал и теперь теплоход совершает регулярные рейсы по маршруту Херсон — Голая Пристань. В следующем году планируется открыть сообщение Херсон — Новая Каховка.
Так что данная поездка является в своем роде испытательной.
Корабль медленно выруливает на фарватер и набирает скорость. Но это совершенно не чувствуется. Такое ощущение, что теплоход просто замер над поверхностью воды. И только пейзажи бегут за окнами как на экране стерео кинотеатра.
Вскоре над головой проплывают конструкции Цюрупинского моста. Он был построен в 1985 году и почему-то в самом широком месте Днепра. Но ведь раньше приходилось ехать в объезд до плотины возле Новой Каховки. Или ждать своей очереди на паром.
Само название говорит о его основной задаче – соединять Херсон с городом-спутником Цюрупинском. Общая длина от железнодорожной ветки, что идет на Крым и до Цюрупинска – 10,7 км. Длина через Днепр – 1330 м, еще примерно 330 м – через реку Конку.
Поездка до Новой Каховки занимает чуть более часа. Очень удобно. И главное комфортно. Думается, что не смотря на большую стоимость билета по сравнению с автобусом, данный рейс будет востребован.
Теплоход швартуется у причала яхт-клуба «Maxim marine». С первого же взгляда становится понятно значение его девиза: «Больше чем яхт-клуб!». Потому, что на трех гектарах территории действительно можно увидеть все и немножечко больше. Пирсы для стоянки и хранения судов различного размера. Площадки и эллинги для ремонта. Краны для подъема судов на берег.
Но почему-то в первую очередь привлекает внимание здания отеля и ресторана. И церквушка, стоящая несколько в глубине. Неподалеку располагаются теннисные корты и зона отдыха. А в качестве изюминки родник с изумительно чистой и вкусной водой. В котором, кстати, можно и искупаться.
Понятно почему первый населенный пункт, возникший на этом месте, получил название Ключевое. Источники живительной влаги здесь буквально на каждом шагу. Село было основано в 1891 году. И ходят слухи, что к этому деянию приложили руки поселенцы франко-швейцарской колонии Шабо, находящейся в окрестностях Аккермана, нынешнего Белгород-Днестровского.
День рождения же Новой Каховки 28 февраля 1952 года. Город возник в связи со строительством Каховской ГЭС. Большинство приехавших со всего Советского Союза строителей так и осталось жить на днепровских берегах.
Всего же на объекте отнесенном к великим стройкам коммунизма работало 12 тысяч человек, 1100 автомашин, 30 экскаваторов, 75 гусеничных и портальных кранов, 100 бульдозеров, 14 паровозов и 7 земснарядов. В результате реку перегородила железобетонная плотина длиной 447 метров с 28 водосливными затворами размером 12 на 9 метров. С обеих сторон примыкали крылья земляной насыпи протянувшейся на 3273 метров.
Шесть поворотно-лопастных турбин Харьковского завода «Турбоатом» общей мощностью 351 МВт вырабатывают за год 1489 млн кВт·ч.. И планируется возведение второй очереди ГЭС-2. В результате количество производимой электроэнергии увеличится вдвое.
Почти вдоль всего берега города тянется парковая зона. Ее основал известный садовод и парковый оформитель Степан Маркович Фалдзинский. Для его закладки был снят и вывезен 25-сантиметровый слой песка. А на его место был насыпан чернозем доставленный с поймы Днепра. Большинство саженцев привезены из питомников Мелитополя и Нововоронцовки. Акация и тополь — из Днепровских плавней. Японская софора и банановое дерево были доставлены из-за границы.
Вот в этом самом парке почти в самом центре города и находится гостиница «Премьер», ставшая на эти дни местом проведения Таврического инвестиционного туристического форума. Программой форума были предусмотрены деловые встречи, работа демонстрационных площадок, информационно-презентационные мероприятия, знакомство с объектами туристического кластера.
Участники и гости имели возможность принять участие в рабочих группах по привлечению инвестиций в основные направления развития туризма в регионе.
Среди таких рабочих групп — «Событийный и культурно-познавательный туризм — как фактор успешного развития территорий», «Винный туризм», «Реклама и интернет-продвижение туристического продукта» и другие.
В частности, в ходе заседания рабочей группы «Винный туризм» были обсуждены перспективы и роль винного туризма в развитии предпринимательской среды на Херсонщине. И вполне логично, что местом работы группы стал знаменитый Дом марочных коньяков «Таврия».
Опять таки история предприятия начинается с тех самых швейцарских колонистов. Именно они в 1889 году заложили поселок Основа откуда и началась история этой торговой марки. Потомственные виноделы и виноградари Луи Гехлер, Юлий Майер и Жан Жатон принесли на эти земли старинные традиции французских мастеров.
Интересно, что свое известное и хорошо узнаваемое имя предприятие получило только в 1960 году. Именно тогда его переименовали в винсовхоз «Таврия». А до этого носило патриотическое — совхоз «Перемога наймытив». А было еще товарищество виноделов — «Сыпучие пески».
Напряженная работа требует и хорошего отдыха. К вечеру участники форума разъезжаются по гостиницам. Кто-то ночует в «Премьере». Другая же часть отправляется в «Ревлан». Она расположена по соседству с автовокзалом и недалеко от трассы М-14 Херсон — Мелитополь.
(Окончание следует)
Автор: Станислав Власенко
туристический Интернет-портал tourua.com